21.05.2020

Сгореть на костре и на "Погорельщине"

24 мая в России отмечается День славянской письменности и культуры, приуроченный ко дню памяти святых братьев Мефодия и Кирилла. В преддверии этого дня расскажем вам о двух подвижниках старой веры, рукописи которых стали выражением духовной боли и страданий.

Николай Клюев и протопоп Аввакум имеют не только родственные связи, но и внутренние, духовные. Оба подвергались гонениям и ссылкам и вместе "сгорели" за веру: один на пустозерском костре, другой за "Погорельщину", ставшую символом несогласия с властями.

В личной библиотеке Ф.А. Абрамова хранятся 23 пожелтевшие страницы произведения Н.А. Клюева "Погорельщина". Это не тиражированное издание, не рукопись. Рукопись автор подарил итальянскому ученому-слависту Этторе Ло Гатто, который в 1954 году издал "Погорельщину" в Нью-Йорке. Это машинописный текст, отпечатанный множительным аппаратом в Санкт-Петербурге в 1930 году.

При жизни поэта "Погорельщина" не публиковалась. А все потому, что взгляды Клюева, как и Аввакума, которого поэт считал своим родным прадедом, расходились с мнением власти. "Кто за что, а я за двоеперстье", – писал Клюев о духовном родстве с "Аввакумовым корнем".

В конце 1920-х – начале 1930-х годов Клюев тайно читал поэму знакомым литераторам, артистам, художникам, что послужило впоследствии одним из главных поводов для его обвинений в антисоветской агитации.

В Советском Союзе отрывки из поэмы были опубликованы через полвека после смерти автора в книге "Стихотворения и поэмы" (Архангельск, 1986), а полностью поэма впервые была напечатана в журнале "Новый мир" (1987, № 7). В предисловии сказано, что в России известны две машинописные копии произведения, хранящиеся в Центральном государственном архиве литературы и искусства (г. Санкт-Петербург) и Институте мировой литературы имени А.М. Горького РАН (ИМЛИ; ф. 43). В "Новом мире" публикация сделана именно по списку ИМЛИ.

Сравнительный анализ опубликованного списка и машинописной копии из библиотеки Ф.А. Абрамова показал, что тексты близки, есть лишь незначительные расхождения в словах (морские/лесные; весной/зимой).

12 июня 1934 года Клюев писал Сергею Клычкову: "Дорогой мой брат и поэт, ради моей судьбы как художника и чудовищного горя, пучины несчастия, в которую я повержен, выслушай меня без борьбы самолюбия. Я сгорел на своей "Погорельщине", как некогда сгорел мой прадед протопоп Аввакум на костре пустозерском…Я сослан в Нарым, в поселок Колпашев на верную и мучительную смерть. … Поселок Колпашев – это бугор глины, усеянный почерневшими от бед и непогодиц избами, дотуга набитыми ссыльными".

Российская история развивается по спирали, сменяются эпохи и судьбы. Но духовный стержень, заложенный традициями, обрядами, учениями, позволяет сохранить культуру самобытной и патриотической. Последние годы жизни Клюева, голодные, полные физических и нравственных страданий, воспринимались им как закономерное, принятое от дедов-старообрядцев мученичество за веру.

Более подробно ознакомиться с материалами вы можете на портале "Культурное наследие Архангельского Севера".

Для пытливых пользователей мы подготовили игру и викторину, которая поможет расширить знания о событиях, произошедших много веков назад, но вошедших в историю России как бунташные, роковые, мученические.

Контактная информация Региональный центр консервации и сохранения книжных памятников

вернуться на предыдущую страницу