"Идея + Фантазия: современная выставка в библиотеке"


Книжная выставка - основная форма наглядной пропаганды литературы. Она не только раскрывает определенную тему или дает ответ на конкретный вопрос. Создание книжной экспозиции - это творческий полет для библиотекаря, который дарит читателям удивительный мир, наполненный увлекательными событиями и открытиями. Чтобы такой "полет" был успешным, нужно знать, как правильно организовать книжную выставку в библиотеке. Среди основных требований, предъявляемых к выставочной работе, - комфортность, наглядность, доступность и оперативность. Библиотечная выставка должна содержать в себе определенную идею и быть неожиданной для читателя по форме и принципам подачи материала. При этом необходимо учитывать такое требование, как единство формы и содержания. Об этих и других правилах и нормах организации выставочной деятельности библиотек вы узнаете, обратившись к электронной книжной выставке "Идея + Фантазия: современная выставка в библиотеке"

"Дело мастера боится"

В этом разделе выставки представлены книги и статьи по методике организации выставочной деятельности в библиотеке. Здесь вы узнаете, какие требования предъявляются к организации книжных выставок, и познакомитесь с их жанровым разнообразием, ведь помимо тематической выставки или выставки новых поступлений существуют выставка-размышление, выставка-игра, выставка-шоу, выставка-подсказка и множество других интересных форм работы с читателями. Книжная выставка - неотъемлемая часть библиотечного пространства, и особое внимание нужно уделять ее оформлению и дизайну. Поэтому данный раздел дополняют книги по графическому дизайну, которые окажут вам помощь в оформлении книжной экспозиции.

"Выбрать книги для своего и чужого чтения не только наука, но и искусство"

Н. А. Рубакин

"Библиотечная выставка - это не просто собрание книг, оказавшихся вместе по ряду случайных обстоятельств, а осмысленное творение, призванное возбуждать в читателе целенаправленную интеллектуальную деятельность"

Н. В. Збаровская



"В поисках нового образа"

"Ты свечу зажёг.
Словно молнии проблеск,
В ладонях возник"

Мацуо Басё











Во втором разделе выставки отражен творческий поиск и опыт работы библиотекарей, занимающихся выставочной деятельностью. При этом мы постарались отдать предпочтение наиболее интересным публикациям, в каждой из которых есть своя "изюминка".

"…Иногда полезно посмотреть на сугубо профессиональную проблему библиотечной выставки со стороны, с позиций иной профессии - дизайнера или театрального режиссера. Ведь задачу создания единого, гармонически целостного художественного произведения с помощью творческой организации всех его элементов, режиссерскую по сути, должны ставить перед собой и библиотекари, работающие над выставкой"

С. Г. Матлина

"…Выставка не должна быть "слепой", она должна быть "зримой", "видимой". Она не должна теряться, а должна выделяться… Но самое главное даже не это. Главное - необычность исполнения, оригинальность идеи, название, которое "цепляет", не дает пройти мимо..."

Я. В. Чиркова

"Выставка представляет собой общественное, культурное, научное событие для читателей и одновременно профессиональный праздник библиотекарей, поэтому она - явление уникальное, экстраординарное, разовое"

О. П. Зыков



"Виртуальное пространство книжной выставки"

С выходом библиотеки в информационное пространство, наряду с книжными выставками в наше время получили широкое распространение и электронные книжные выставки. Электронная выставка является синтезом традиционного (книжного) и новейшего (электронного) способов предоставления информации. Ее можно разместить на сайте библиотеки, и сейчас это направление библиотечной деятельности очень актуально и востребовано. В третьем разделе нашей выставки вы узнаете о том, что такое виртуальная реальность, познакомитесь с различными видами виртуальных книжных выставок, технологией их создания и особенностями предоставления информации в электронном виде. Здесь же отражен опыт работы библиотек по созданию электронных выставок.

"Библиотечная область постоянно эволюционирует, охватывая новые технологии и адаптируя их в соответствии с изменяющимися ожиданиями, и она, несомненно, будет делать это и впредь"

П. Миллер

Виртуальная реальность

Миф массового сознания приписывает возникновение термина "виртуальная реальность" Жарону Ланье (или, на английский лад, Джарону Ланьеру), создателю фирмы, начавшей в начале 80-х годов прошлого века выпускать бытовые компьютеры, строящие виртуальные миры. Так в массовом сознании понятие "виртуал" тесно увязалось с компьютерными технологиями. Но это совершенно неверно! На самом деле понятию "виртуал", "виртуальная реальность" исполнилось теперь, по меньшей мере, шестнадцать веков. Понятие "виртуал" возникло в IV веке в ранневизантийской философии. Василий Великий писал в своей книге "Беседы на шестиднев": "Некая реальность может породить другую реальность, законы существования которой не будут сводиться к законам порождающей реальности". Исаак Сирин считал, что мир устроен по принципу "матрешки", то есть содержит в себе реальности разного иерархического уровня. Николай Кузанский допускал виртуальное присутствие дерева в семени, а семени в исходном Начале. Фома Аквинский видел в растениях вегетативную душу, в животных - соединение души вегетативной и души чувственной, а в человеке полагал виртуальное сосуществование души растительной, души животной и собственно человеческой, то есть, мыслящей души. При этом человек волен переходить внутри себя с одного душевного уровня на другой. Все это справедливо и для современных представлений о виртуале. В дальнейшем категория виртуальности активно разрабатывалась в средневековье… Средневековый логик Дунс Скотт придал термину "virtus" тот смысл, который и стал после него традиционным. Он использовал его для примирения в своей теории единой реальности концептуальных положений с разнообразным, неупорядоченным опытом отдельного человека. Он утверждал, что реальная вещь содержит в себе свои качества виртуально, отдельно от эмпирических наблюдений. Многообразие качеств вещи складывается из ее восприятия множеством людей, воспользовавшихся для ее понимания своим субъективным опытом. Все качества вещи никогда не могут проявиться в ней одновременно, однако они постоянно в ней присутствуют. Значит, вещь виртуально содержит в себе весь набор своих свойств - иначе они не закрепились бы в ней как принадлежащие этой вещи.

И. А. Розенсон



Границы виртуальной экспозиции вы можете расширить, обратившись к списку литературы, представленной на выставке "Идея + Фантазия: современная выставка в библиотеке" в отделе библиотечного развития Архангельской областной научной библиотеки им. Н. А. Добролюбова