12+

Сестры Чичаговы (12+)

Лекция
24 апреля
18:30
Гостиная, 3 этаж, 325 каб.

Новая лекция из цикла «Художники книги» продолжает тему конструктивистской книги 1920–1930-х годов. После Варвары Степановой главный библиотекарь Добролюбовки Марина Антипина расскажет о не менее интересных художниках-конструктивистах. Речь пойдет о молодом поколении – о сестрах Ольге и Галине Чичаговых.

Их профессиональный путь очень любопытный. Разница в возрасте у сестер была 5 лет. Тем не менее они не только  вместе учились, но и творили: стали основателями «производственной книги».

Учились Чичаговы  сначала в Строгановском художественном училище, а в 1920 году продолжили свое обучение в Высших художественных мастерских (ВХУТЕМАС). Они были одними из любимых учениц Александра Родченко и Варвары Степановой.

В воспоминаниях Галины Чичаговой 1922 год выделен особо: «Мы начинаем. Самостоятельные художники. Создаем производственную детскую книгу». Подъем и перестройка промышленности в стране ставили выпуск такой литературы в число первоочередных задач. Книги становились средством приобщения детей к жизни советского народа и его борьбе за индустриализацию. А начиналось это с весьма скромных по формату изданий для самых маленьких читателей. Время ставило перед художниками вполне конкретные задачи. И они блестяще их решали.

В 1923 году Ольга и Галина создали книги «Путешествие Чарли», «Откуда посуда», «Детям о газете». Тексты для них сочинял Николай Смирнов. Это было не простое иллюстрирование книг, а именно сотрудничество автора и художниц – три человека создавали одно произведение. Все эти книги были сделаны в лучших традициях конструктивистов. «Непримиримые, крайние конструктивисты, отвергавшие всякую фантазию, выдумку — “неправду”, они хотели быть предельно деловитыми и строгими. Живой рисунок заменяли чертежом, схемой – не для наглядности, но чтобы приблизиться, так сказать, к языку самой техники», – писал о творчестве художниц искусствовед и художественный критик Юрий Герчук.

Книги сестёр Чичаговых представляли страну на выставке «Госиздата» в Гельсиндорфе (Финляндия), принимали участие в выставках, проходивших в Лейпциге, Кёльне. А на Всесоюзной полиграфической выставке в Москве (1927) художницы получили награду Комитета выставки.

Каковы отличительные черты творчества сестер Чичаговых? По какой причине их иллюстрации сравнивали с агитационными плакатами? Почему эти талантливые художницы перестали работать с книгой и перешли к иллюстрированию настольных игр и организации выставок?

Приходите поговорить об этих несправедливо забытых художницах – рассмотрим яркие иллюстрации, полистаем те самые детские книги с замечательными рисунками.

 

Контактная информация: Центр культурных и просветительских программ