20 марта 2021 г.

130 лет со дня рождения Николая Николаевича Померанцева (1891–1986), ученого-реставратора, искусствоведа

Николай Николаевич Померанцев родился в 1891 году в Москве. Его отец, Николай Семенович, археолог по образованию, сумел привить сыну любовь к искусству. Николай Николаевич писал: "С детства я имел возможность знакомиться с памятниками архитектуры, скульптуры, декоративного искусства, участвуя с отцом в обследованиях". Хорошим знакомым семьи Померанцевых был известный художник, реставратор, искусствовед, просветитель И.Э.Грабарь.

После окончания гимназии в 1912 году Николай Померанцев поступил в Московский университет на отделение технической химии физико-математического факультета, специализируясь в области анализа красок. Во время учебы он также прослушал полный курс лекций филологического факультета, а также занимался в Московской консерватории по классу композиции. Первым его местом работы после окончания университета в 1918 году стало Отделение учета химической промышленности Высшего Совета народного хозяйства. Также Николаю Николаевичу было разрешено посещать открывшуюся живописно-реставрационную мастерскую Наркомпроса. И.Э.Грабарь вскоре "счел нужным поручить [ему] выполнение ряда работ, связанных с реставрацией произведений живописи". Николай Николаевич переходит на работу в коллегию по делам музеев и охраны памятников. Вскоре его назначили заместителем председателя Комиссии по учету памятников древнерусского искусства, возглавлявшейся Грабарем.

В 1919–1920 гг. Николай Николаевич принял участие в нескольких экспедициях по выявлению и учету памятников архитектуры и искусства поселений по берегам рек Волги, Москвы, Оки, Северной Двины, побережью Белого моря. В сентябре 1923 года Николай Николаевич в целях сохранности вывозит из Соловецкого монастыря памятники древнего искусства, которые впоследствии составили выставку в Оружейной палате.

В начале 1930-х гг. для Николая Николаевича настали трудные времена: его стали обвинять в защите церковных памятников в целях религиозной пропаганды. Также он выступил резко против генерального плана реконструкции Москвы, который предполагал снос таких памятников архитектуры как Сухарева башня, Красные ворота, Триумфальная арка в честь победы в войне 1812 года и ряда других памятников. В результате "в 1934 году в период сноса памятников в Москве [Николай Николаевич] был выслан в город Вельск Северного края сроком на три года".

В мае этого же года в Вельске его берут на работу в Дом социалистической культуры на должность руководителя оркестра. 4 октября Николай Николаевич устраивается на временное место "в качестве поденного рабочего по посадке деревьев и очистке дорожек в Вельском городском саду". В феврале 1935 года получает должность музыкального работника в детском саду № 2, где он и проработает вплоть до конца ссылки. При этом Николай Николаевич не бросил исследование паркового искусства и озеленения. В частности, к апрелю 1935 года он смог подготовить проект организации в Вельске парка культуры и отдыха. Благодаря Николая Николаевичу в Вельске вскоре были разбиты цветники, организована продажа рассады, построены теплицы и оранжерея. Весной 1937 года, когда ссылка Николая Николаевича подходила к концу, он передал в горсовет доработанную программу "Материалы к плану зеленого строительства города Вельска".

Вернуться в Москву Николаю Николаевичу было разрешено только в 1946 году; вскоре его назначают на должность главного инспектора комиссии по охране памятников. Он снова начинает участвовать в экспедициях, больших реставрационных работах. Благодаря ему реставрируются и исследуются уникальные памятники древнерусского искусства. В 1960–1970-е гг. именно Николай Николаевич направлял первые шаги в экспедиционной и полевой собирательской работе молодого Архангельского музея изобразительных искусств.

Заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Государственной премии РСФСР Николай Николаевич Померанцев ушел из жизни 18 июня 1986 года в Москве.

Источник: Сайт "Электронная краеведческая библиотека "Русский Север"

вернуться на предыдущую страницу