25 июня 2021 г.

105 лет со дня открытия в Архангельске (1916) регулярного трамвайного движения между улицами Архиерейской (Урицкого) и Пермской (Суворова) (12.06. – ст.ст.)

Вопрос о создании в Архангельске трамвайного движения возник еще в конце XIX века. Но история сооружения городской железной дороги – от заседания городской думы, состоявшегося в ноябре 1896 года, на котором ее гласные впервые обсуждали эту исключительно важную для Архангельска тему, до пуска первого трамвая – затянулась ровно на двадцать лет.

Препятствий в решении вопроса было много, но все же основной причиной, сдерживавшей строительство, было отсутствие в Архангельске достаточно мощной электростанции. Время шло, а проблема городского общественного транспорта в Архангельске становилась все острее и злободневнее.

12 февраля 1910 года газета "Архангельск" вынуждена была признать: "Городское хозяйство развивается с чрезвычайным трудом. Доклады комиссий по рассмотрению сметы с каждым годом звучат с все большим пессимизмом. Ждать, что при этих условиях город соберется с силами и устроит трамвай за свой счет, могут только неисправимые идеалисты…"

Прошло еще несколько лет. Трамвайная комиссия работала без устали. "И вот наступил 1913 год, – пишет в своей книге Геннадий Попов, – переломный в судьбе многострадального архангельского трамвая. Сразу оговоримся – в том, что трамвай все же "прописался" на двинских берегах, мы обязаны прежде всего двум незаурядным лицам – Городскому голове Я. И. Лейцингеру и "заведывающему псковским трамваем" – К. Г. Репину".

21 мая 1913 года на заседании городской думы был окончательно решен вопрос о постройке в Архангельске трамвая и электрической станции. Работы по воплощению проекта в жизнь были поручены псковскому инженеру Константину Гавриловичу Репину. Строительные работы начались в 1914 году.

27 мая 1916 года на линию вышел первый "пробный вагон", совершивший по городу два круга. Вечером 30 мая состоялась официальная проба действующего трамвая. Появление долгожданного трамвая произвело на гуляющую публику огромное впечатление. "Не было ни одной физиономии, которая не выражала бы живейшей радости и восхищения", – писала городская газета.

12 (25-го по нов. ст.) июня состоялся долгожданный и радостный день открытия городской железной дороги. По отзывам современников, стояла на редкость солнечная, ясная погода, усилившая праздничное настроение. Значимость давно ожидаемого события была очень высокой. В церемонии принимали участие гражданский губернатор С. Бибиков, главноначальствующий вице-адмирал А. Угрюмов, городской голова В. Гувелякен, гласные думы в полном составе, члены трамвайной комиссии, именитое местное купечество, чиновники разных ведомств.

Был отслужен молебен в машинном зале электростанции. В обширном здании трамвайного депо, сверкая свежей краской и начищенной медью, стояли восемь трамвайных вагонов, готовых выйти на линию. Почетную обязанность перерезать шелковые ленты у ворот и тем открыть трамвайный путь выполнили супруги начальников губернии – госпожа Угрюмова и госпожа Бибикова.

Так, сто пять лет назад, в разгар Первой мировой войны, в городе Архангельске было открыто регулярное трамвайное движение. На тот момент – в труднейших условиях военного времени – состоявшийся пуск трамвая в городе был вершиной технического прогресса на Севере. Долгое время трамвайная система Архангельска являлась самой северной. 88 лет верой и правдой служивший интересам областного центра архангельский трамвай являлся самым демократичным и удобным видом городского общественного транспорта.

Источник: Сайт "Электронная краеведческая библиотека "Русский Север"

вернуться на предыдущую страницу