11 августа 2021 г.

110 лет назад жители Архангельска впервые увидели в небе летящий самолет

11 и 13 августа (29 и 31 июля – по ст. ст.) 1911 г. жители Архангельска впервые увидели в небе летящий самолет. Показательные полеты над городом на моноплане "Блерио XI" выполнял один из первых российских летчиков Александр Васильев.

Александр Алексеевич Васильев (1882-1918) – один из первых пилотов-авиаторов в России, участник Первой мировой войны. Он родился в 1882 году в дер. Марьевка (Преображенка) Тамбовской губернии. Как отмечается в Википедии, после окончания юридического факультета Казанского университета Васильев служил секретарем в Казанской судебной палате, готовился стать помощником судьи. Но однажды он стал свидетелем полета аэроплана. Потрясенный увиденным зрелищем, молодой человек "заболел" воздухом и вскоре уехал во Францию учиться профессии пилота-авиатора.

Васильев – выпускник школы Блерио, получивший 19 сентября 1910 года диплом пилота за номером 225. Летал в школе блестяще, был в ней инструктором. Этой чести удостаивались только самые способные выпускники. Но инструкторская деятельность Васильева во Франции длилась недолго: его тянуло на родину.

Сто десять лет назад, в июле 1911 года такой самолет "русской постройки" с мотором фирмы "Гном" в 50 лошадиных сил привез на Север на открытой платформе почтового поезда авиатор Васильев. Тогда для горожан это было невиданное доселе "сверхъестественное явление". "Внешний вид моноплана, – писала местная газета, – очень изящен, и напоминает собой стрекозу".

В городской газете были размещены рекламные объявления о предстоящих полетах, на которые продавались билеты: "вход на дорогие места в 3 руб. 50 коп." и на дешевые – по 30 и 75 копеек. Дороже платили те зрители, которые получали возможность подойти к самолету. Для демонстрации полетов было подготовлено летное поле, а также построены ангар и трибуны у Александро-Невских казарм в Кузнечихе (в районе современных "Казарм Восстания" и стадиона "Труд").

24 июля публика "валом повалила на аэродром, – писала газета. – Никогда, кажется, в Архангельске не бывало такого грандиозного скопления народа, как в воскресенье…" Сотни людей запрудили дороги, ведущие к кассам. "Взоры всех напряженно были устремлены по направлению к ангару, у которого стояла таинственная птица", – читаем далее в репортаже. Но по техническим причинам полет не состоялся, и был назначен на пятницу, 29 июля.

Погода благоприятствовала авиатору. "Первый полет А. А. Васильев начал около 8 часов", – писала газета. Покрыв один круг в течение полутора минут, "авиатор опустился на землю, вызвав неописуемый восторг публики". Во время второго полета знаменитый летчик выполнил "восьмерку", поднявшись на высоту около двухсот метров. По требованию публики был произведен и третий взлет моноплана. Самолет покружил несколько минут над головами зрителей и сел.

В пятницу "архангельская публика была с избытком вознаграждена за прежние огорчения от несостоявшихся полетов". "Блестящий полет Васильева, – писала газета, – вызвал общий восторг, и в течение времени полета смелого авиатора не смолкали аплодисменты собравшихся, и гулким эхом отдавался раскатистый гул одобрения тысячной толпы".

В субботу, 30 июля, полеты не состоялись из-за сильного порывистого ветра. А в последний воскресный день июля демонстрационные полеты летчика А. А. Васильева в Архангельске завершились.

Источник: Сайт "Электронная краеведческая библиотека "Русский Север"

вернуться на предыдущую страницу