12 сентября 2021 г.

85 лет назад (1936) в Архангельске совершил посадку гидросамолет "СССР Н–2", пилотируемый В.С.Молоковым

В своей книге "Родное небо" Василий Сергеевич Молоков (1895–1982) – полярный летчик, генерал-майор авиации, Герой Советского Союза, участник операции по спасению "Челюскина" (1934) – писал: "В Главном управлении Севморпути разрабатывался план дальнейшего освоения Арктики. Наряду с морской дорогой необходимо было установить воздушный путь над всем побережьем. Мне выпала честь первому осуществить большой перелет от самой восточной до самой западной точки побережья советского района Арктики, пройдя прежде через всю Сибирь". Намеченный маршрут был велик: от Красноярска и дальше вдоль берегов Северного Ледовитого океана до Архангельска с остановками по всем полярным станциям.

Полет осуществлялся на самолете "СССР Н–2". Это биплан с двумя моторами, общая мощность которых 1400 лошадиных сил, скорость 159 километров в час, максимальный полетный вес 7 тонн, предельная высота 4200 метров. В составе экипажа было восемь человек. В.С.Молоков писал: "Опять в экипаже мои товарищи – великолепные мастера своего дела Гриша Побежимов и Алеша Ритсланд. На этот раз с нами летят второй бортмеханик Владимир Мишенков, начальник политуправления Главсевморпути С.А.Бергавинов, два политработника и специальный корреспондент "Правды" Борис Горбатов". В пути участники экспедиции должны были проверить состояние зимовок, работу полярных станций.

Перелет начался 22 июля 1936 года. За 52 дня самолет преодолел 25 тысяч километров по маршруту: Красноярск – Якутск – Аян – Петропавловск-на-Камчатке – Командорские острова – Берингов пролив – остров Диксон – остров Вайгач – Архангельск.

Практически весь перелет сопровождался неблагоприятными метеорологическими условиями. О последнем этапе перелета В.С.Молоков пишет: "Туман, туман… Как часто приходится мне повторять это слово. Он, этот главный враг летчиков, не оставлял нас на всем пути арктического перелета. Почти все время приходилось быть в напряжении: не налететь бы на скалу, не сесть бы на лед". Только перед самым подлетом к Архангельску самолет вынырнул из полосы тумана: "Лечу к устью Северной Двины. Вот и "аэродром" – небольшой пятачок воды, освобожденный от бревен".

Корреспондент А.Опарин в статье, посвященной прибытию экипажа, отмечал, что жители Архангельска стали собираться на встречу самолета с самого раннего утра. Самолет приземлился на Северной Двине, близ о. Кегостров, 12 сентября в 17 часов 15 минут. "На берегу – толпы народа. Выходим на пристань. Нас приветствуют руководители края и города, представители общественности. Никогда не забыть, с какой сердечностью встретили нас в Архангельске, сколько искренних и добрых пожеланий было высказано в адрес экипажа. Нашу кабину буквально засыпали охапками цветов". Очень интересовались полетом дети. В.С.Молоков вспоминает: "Пионеры и школьники окружали меня почти на каждой остановке и просили подробно рассказать о полете. Несмотря на усталость, я не мог отказать им".

Экипаж пробыл в городе недолго: 18 сентября самолет вылетел из Архангельска, а уже 19 сентября прибыл в Москву. Впоследствии все участники перелета были награждены правительственными орденами.

Источник: Сайт "Электронная краеведческая библиотека "Русский Север"

вернуться на предыдущую страницу