7 июня 2022 г.

140 лет со дня рождения Валериана Ивановича Альбанова (1882–1919), полярного мореплавателя, штурмана шхуны «Святая Анна», участника экспедиции под командованием Г.Л.Брусилова (26.05. – ст.ст.)

Родился Валериан Альбанов 26 мая 1882 года в городе Уфе. В 1900 году поступил в начальный класс Санкт-Петербургского училища дальнего плавания. До получения в 1908 году диплома штурмана дальнего плавания Альбанов прошел военную службу на корабле Балтийского флота, два года служил помощником капитана в Северной морской экспедиции. На пароходе «Обь» Альбанов плавал по Енисею от Красноярска до Енисейского залива, руководил установкой вех по фарватеру, занимался лоцманской проводкой судов в Енисейском заливе.

В 1909 году он перешел на суда, маршруты которых проходили по северным морям. Два года был штурманом на линии Архангельск – порты Англии, а потом почти год плавал старшим помощником из Архангельска к промысловым становищам Баренцева моря.

В 1912 году Альбанов познакомился с Георгием Львовичем Брусиловым, который предложил ему должность штурмана на шхуне "Святая Анна". Целью экспедиции Брусилова было первое под российским флагом прохождение Северо-Восточным проходом и попутный зверопромысел.

28 августа (10 сентября) 1912 года шхуна отошла от Александровска-на-Мурмане (ныне Полярный), имея запас продовольствия на 18 месяцев. Дополнительное снабжение предполагалось добывать охотой. 4 (17) сентября 1912 года шхуна прошла в Карское море, но уже на следующий день проход во льдах, по которому они шли, оказался закрыт. Шхуна с переменным успехом пробивалась во льдах от полыньи к полынье, но уже 27 сентября (10 октября) 1912 года стал последним днем, когда она двигалась самостоятельно. Шхуна оказалось зажатой льдами у западного побережья Ямала, и под сильным южным ветром начался дрейф ледового поля с вмерзшим судном; вместо намеченного курса на восток, судно начало продвигаться в северном и северо-западном направлении. Альбанов подробно рассказал в своем дневнике о событиях двухлетнего дрейфа, за время которого шхуну вынесло севернее архипелага Земля Франца-Иосифа.

Доставленные Альбановым материалы экспедиции Брусилова позволили систематизировать сведения о течениях, определить границы материковой отмели, выявить подводный желоб Святой Анны на границе между Карским и Баренцевым морями, предсказать открытие острова Визе.

Альбанов с ноября 1914 года работал в должности второго помощника на ледорезе "Канада", а с середины 1916 года – капитаном портового ледокола в Архангельске. Отсутствие вестей о "Святой Анне" в сентябре 1917 года привели Альбанова к нервному срыву, он был направлен в госпиталь и затем уволен с военной службы. В 1918 году с матерью и сестрами уехал в Красноярск и поступил на должность гидрографа Енисейской партии Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана. В 1919 году Альбанов обратился к "Верховному правителю России" А. В. Колчаку с просьбой об организации новой экспедиции для поиска «Святой Анны», но это обращение не имело последствий.

В 1919 году Альбанов, видимо, возвращаясь от Колчака, погиб в районе железнодорожной станции Ачинск. По одной версии, его не стало в результате взрыва стоявшего на соседнем пути поезда со снарядами, по другой – он умер на станции "Ачинск-1" в тифозном бараке.

вернуться на предыдущую страницу