14 декабря 2019 г.

Время проведения: 16:00

Организатор: Отдел литературы по искусству

Место проведения: Отдел литературы по искусству, 2 этаж

Майкл Мантлер. Школа понимания (16+)

"Отрывистые напряженные фразы трубы на фоне не менее напряженного ритмического пульсирования сопровождающего бэнда и подключающегося к нему симфонического оркестра. Тревожная, переворачивающая все внутри музыка. Так звучат по большей части композиции Майкла Мантлера (Michael Mantler)".

Так пишет про музыканта джазовый критик, журналист и переводчик Александр Кан, единственный, кто, по мнению ведущего встреч "Обратная сторона музыки" Андрея Турусинова, способен написать о такой музыке на русском. Действительно, ни книг, ни статей о Мантлере, выпущенных российскими издательствами, нет. Необходимость прийти в библиотеку поэтому не требует особых доказательств. Вперед за хорошей музыкой, классной историей и атмосферой, пропитанной очарованием приближающегося Нового года!

Приведем еще несколько фрагментов из статьи Алекса Кана о Майкле Мантлере:

"Уроженец военной Вены – именно в столице Австрии он родился в 1943 году – Мантлер изучал трубу и композицию в Венской музыкальной академии. В 1962-м, увлекшись джазом, он поехал на родину этой музыки в Америку и поступил в знаменитую джазовую школу Беркли (Berklee) в Бостоне. В 1964 году Мантлер едет в Нью-Йорк, где тогда вовсю творилась джазовая революция. Молодой эмигрант из Европы быстро влился в среду авангардных музыкантов.

Вместе со своей женой Карлой Блей (Carla Bley) он создает Jazz Composers Orchestra – Оркестр джазовых композиторов и Jazz Composers Orchestra Association – некоммерческую организацию, занимавшуюся записью и распространением новой музыки.

Эпохальным стал изданный на JCOA так называемый "серебряный" альбом Мантлера – с серебристой обложкой Jazz Composers Orchestra. Записанный в историческом 1968 году, он собрал все сливки тогдашнего джазового авангарда. Через несколько лет в пару к серебряному вышел и "золотой" альбом – уже с золотистой обложкой Escalator Over the Hill (Эскалатор на холм) – джазовая опера Карлы Блей на тексты поэта-битника Пола Хейнса (Paul Haines). Альбом собрал не менее звездный состав, вышел под именем Карлы Блей, а Мантлер выступил в качестве продюсера и координатора грандиозного проекта.

Работа над оперой побудила у Мантлера интерес к поэтическому слову, и в 1972 году он записывает альбом No Answer на тексты великого франко-ирландского абсурдиста Сэмюэля Беккета. А поэтической основой для следующего его альбома стали мрачноватые и в то же время комичные, в духе нашего черного детского юмора или Даниила Хармса, стишки американца Эдварда Гори. Альбом получил название Hapless Child ("Нерадивое дитя"). В качестве вокалиста впервые Мантлер пригласил ставшего впоследствии его постоянным партнером Роберта Уайатта.

И No Answer, и Hapless Child были выдержаны в духе экспериментального авангардного рока, столь актуального в 70-е годы. К 80-м Мантлер немного успокоился, его музыка стала более сдержанной и меланхоличной. На альбоме Many Have No Speech инструментальную нагрузку вместо привычного полуджазового, полурокового состава несет на себе Симфонический оркестр Датского радио.

Последний на сегодняшний день альбом Майкла Мантлера Hide and Seek ("Игра в прятки") создан на тексты поэта Пола Остера. Мантлер играет в сопровождении составленного главным образом из датских музыкантов ансамбля, а поют его давний друг и партнер Роберт Уайатт и датская джазовая певица Сюзи Хилдгаард".

Майкл Мантлер – в центре пересечений / Алекс Кан // Открытая музыка / Русская служба BBC.

Официальный веб-сайт Майкла Мантлера.

Контактная информация Отдел литературы по искусству.

вернуться на предыдущую страницу