21 мая 2017 г.

Время проведения: 16:00

Организатор: Отдел литературы по искусству

Место проведения: Отдел литературы по искусству, 2 этаж

"Мейерхольд - человек-театр"

Приглашаем на очередной арт-ликбез «Из истории русского авангарда», посвященный творчеству режиссера Всеволода Эмильевича Мейерхольда (1874-1940). Обзор пройдет в рамках работы и по материалам книжно-иллюстративной выставки "Полемика сердца".

В творчестве Мейерхольда,  его символистских и конструктивистских опытах российский театральный авангард выразил себя  максимально масштабно и ярко. После Октябрьской революции режиссер стал одним из активнейших строителей нового театра. Именно Мейерхольд энергично и целенаправленно работал с новыми драматургами и особенно с Маяковским, чей поэтический гимн революции, "Мистерию-буфф", он ставил дважды - в 1918 и 1921 годах. Этот спектакль превратился в программное явление левого искусства

С 16 сентября 1920 года по февраль 1921 Мейерхольд руководил театральным отделом Наркомпросса. Он декларативно заявил о гибели старого мира, старой культуры. Манифестом нового искусства стала программа "Театральный Октябрь". Однако режиссер оказался плохим администратором и от должности заведующего ТЕО вскоре был освобожден.

Красочные, карнавальные мейерхольдовские спектакли первой половины 1920-х годов должны были воплотить новое, праздничное мироощущение. В них Мейерхольд заявил о конструктивизме и биомеханике как средствах выразительности новой театральной эстетики. В своей новаторской системе биомеханики он стремился к созданию не только нового типа актера, но и идеального "нового человека", отвечающего революционной теории. Упор всегда делался не на личность, а на группу.

В 1923 году был создан Театр имени Вс. Мейерхольда - ТИМ, просуществовавший до закрытия в 1938 году.

Мейерхольд также руководил Театром Революции (1922-1924), ставил спектакли в Ленинграде, осуществил постановки драм Пушкина на радио (1937) и пьес Островского.

В 1929 в стилистике сценического плаката, агитационного театра он поставил новую феерическую комедию Маяковского "Клоп". Вскоре на сцене ТИМа появилась еще одна новая пьеса Маяковского - "Баня". Эти спектакли были успешны и вызвали немало горячих диспутов.

14 марта 1937 года Всеволод Эмильевич выступил в Ленинграде с докладом "Мейерхольд против мейерхольдовщины". Он всячески поддерживал Шостаковича и остаивал свое право художника, в том числе и право на ошибк. Мейерхольд обличал других режиссеров, которые механически заимствуют у него формальные открытия, применяют их вне связи с содержанием спектакля...

Об этих и многих других творческих поисках авангардного российского режиссера Всеволода Мейерхольда вы узнаете на арт-ликбезе в Добролюбовке.

Справки по тел.: 20-64-68 (Марина Владимировна Антипина, гл. библиотекарь отдела литературы по искусству), e-mail:  oli@aonb.ru.

 

вернуться на предыдущую страницу