12.10.2020

"Я иногда с трудом могу донести до компьютера свою возбужденность фильмом, мне нужно это выплеснуть…"

Это стало настоящей радостью для всех поклонников визуального искусства и не только. Почти час с читателями Добролюбовки в виртуальном пространстве "Инстаграм" общался Антон Долин, журналист, радиоведущий и главный редактор самого авторитетного издания о кинематографе "Искусство кино". Удалось пообщаться на абсолютно разные темы, так или иначе связанные с миром фильмов или творческой биографией гостя эфира.

Например, Антон Долин признался, что не имеет привычки вести структурированные дневники зрителя. Однако в процессе создания рецензии на сложную, неоднозначную картину использует традиционный метод: "Беру блокнот, ручку и в темноте получается такое механическое письмо. Там могут быть реплики, цитаты, точные образы или просто мои мысли во время просмотра. Этот блокнот мне нужен как прикладная шпаргалка". В последний раз такой метод фиксации кинонаблюдений понадобился Антону после просмотра мексиканского "Нового порядка", взявшего гран-при в Венеции, режиссера Мишеля Франко. По словам кинокритика, это суперкрутой, шокирующий фильм.

Любопытно Антон Долин обозначил свою профессиональную стратегию кинокритика. Он сравнивает себя с ученым-геологом или палеонтологом, который анализирует предмет, в данном случае фильм. "Я всегда в себе расстреливаю маленького режиссера, сценариста, когда смотрю фильм. Чтобы не ловить себя на мысли: "Если бы это был я, я бы сделал вот так". У меня нет никакого морального права говорить, как надо делать". Гость эфира обратил внимание и на то, как важно найти свое лекарство от разочарования от фильма. Нужно просто не "надувать ожиданий", поэтому, например, Антон Долин не смотрит трейлеры. Это ведь не дайджест фильма, а всего лишь способ продать продукт. Только в условиях сияния чистого разума возможно получение истинного наслаждения от знакомства с лентой. Когда зритель ничего от нее не ждет, даже долгожданной развязки, расшифровки авторской мысли в финале (например, в "Пианистке" Михаэля Ханеке или "Малхолланд Драйве" Дэвида Линча).

Во время прямого эфира кинокритик открыто и дружелюбно делился информацией о личной жизни. Антон рассказал о том, как проходят кинопросмотры в его семье, заставляет ли он сыновей смотреть те или иные картины. "Мы с женой – суперлиберальные родители и это был осознанный выбор с тех пор, как родился первый ребенок. Мы ни к чему не принуждаем, дети смотрят то, что хотят. У меня, конечно, сердце кровью обливается, когда мой старший сын, второкурсник ВГИКа, в свободное время, вместо того, чтобы смотреть Феллини или Кубрика, садится и смотрит семьсот серий аниме. Но я не запрещаю и не ругаю. Конечно, на какие-то особенно важные фильмы я вытаскиваю детей в кинотеатр, они с удовольствием идут. Вообще вся наша семья такая кинематографичная, просто у всех разные вкусы. Но нам, например, всем нравится творчество Хаяо Миядзаки, работы студии Pixar".

С особым теплом и даже трепетом кинокритик поведал о своем питомце – собаке породы вельш-корги кардиган. Его зовут Ларс (нетрудно поймать ассоциацию с любимым режиссером Антона Долина), и он буквально спасал семью во время карантинного заточения. Каждодневные часовые прогулки утром и вечером в парке недалеко от дома вместе с женой – одна из лучших традиций семьи кинокритика.

Намеренно не хотим пересказывать подробно сценарий почти часового прямого эфира с Антоном Долиным. Конечно, кинокритик порекомендовал к просмотру совсем недавно вышедшие в прокат ленты, порассуждал об удачных и не очень современных экранизациях, высказался о возможности открытия в маленьких городах кинотеатров, где показывали бы фестивальное, авторское кино.

Тамара Статикова, один из зрителей эфира, директор кинофестиваля стран Арктики Arctic open, оставила комментарий: "Долин выдал тонны нужной и умной информации, фактов, рассуждений, мнений о киноискусстве, литературе, новых фильмах, даже о себе лично. Смотрите, интересно! Мы получили большое удовольствие!".

Контактная информация Отдел библиотечного развития

вернуться на предыдущую страницу