20.12.2020

Житие преподобного Антония Сийского

Антоний Сийский занимает важное место в истории монастырской жизни Сийской обители. 20 декабря отмечается день памяти преподобного. Его жизнь и деятельность легла в основу многочисленных житийных списков (известно более 90 текстов).

На территории Архангельской области известны три списка Жития: две рукописи хранятся в Государственном архиве Архангельской области и одна – в Архангельском краеведческом музее. Эти списки дополняют и расширяют информацию о сохранившихся севернорусских агиографических источниках о жизни и чудесах святого.

Так, в 2018 г. среди неучтенных рукописей Государственного архива Архангельской области был обнаружен сборник-конволют конца XVII – начала XVIII вв., происхождение которого связано с архимандритом Никодимом, книжником, писателем, иконописцем и составителем Сийского иконописного подлинника. В сборнике представлены разнообразные литературно-исторические тексты и документы, среди которых печатное издание «Чин освящения воды в навечерие богоявления» (М., 1655), краткие летописные записи по истории монастыря, копии грамот и иных документов. В рукописи много помет, приписок и правок текста, сделанных рукой архимандрита Никодима.

На л. 157 об. представлена виршевая (стихотворная) редакция Жития Антония Сийского, имеющая название «История и житие вкратце о святем отце Антонии Сийском чюдотворце». Списки данной редакции встречаются в сборниках Антониево-Сийского монастыря, в том числе в рукописях Никодима. На сегодняшний день это шестой известный список данной редакции, датируемый концом XVII в.

Рукопись из фонда Архангельского краеведческого музея была приобретена в 1968 г. археографической экспедицией в с. Емецке Холмогорского района. В этой рукописи находится еще один список Жития Антония Сийского, относящийся к исторической редакции произведения: в тексте проявляется интерес к историческим событиям, к деятельности Ивана Грозного, колонизации северных земель и т. д. До настоящего времени считалось, что историческая редакция Жития Антония Сийского существует в четырех списках: три из них хранятся в Библиотеке Российской Академии наук и один – в Российской национальной библиотеке. Все они датируются первой половиной – серединой XIX в. и являются переработкой текста Жития Антония Сийского, созданного в монастыре при архимандрите Никодиме в 1721 г. Пятый список Архангельского краеведческого музея по времени написания соотносится с уже известными.

В рукописи музея есть запись, выполненная карандашом и чернилами: «1844 года февраля 8 числа Емецкаго волоснаго правления Воронвскаго сельскаго общества деревни Чухоцкой крестьянин Пантелей Карчевскаго. Василей Карчевской». Видимо, рукопись долгое время, не покидая Емецкую территорию, хранилась сначала в местном волостном правлении, а затем в крестьянской семье Карчевских.

Примечательно, что в исторической редакции Жития представлена «Повесть о явлении преподобнаго…», рассказывающая о кресте на реке Емце и о четырех чудесных исцелениях от него в 1712-1719 гг. жителей местных селений и северных городов: в 1712 г. Ксения из Черевсковской волости исцелилась от болезни глаз, в 1713 г. Анна из города Архангельска получила выздоровление от болезни ног. Спустя четыре года произошло чудесное исцеление «расслабленного» (парализованного) Иоанна Шелойникова из Лявленской веси, а в 1719 г. от зубной болезни излечилась Феодосия, живущая на реке Ваймуге.

Все списки исторической редакции имеют краткую летопись, началом которой служит 1828 г., поэтому их создание исследователи связывают с деятельностью архимандрита Антониево-Сийского монастыря Анастасия (Алексей Иванович Ключарев, 24 декабря 1824 г. – 21 декабря 1828 г.), образованный человек своего времени, автор ряда сочинений. Хронология жизни святого в рукописи краеведческого музея представлена таким образом: «По 1828 года прошло от рождения преподобнаго Антония 349, пришел в монастырь жить 307, 42-х годов, а жил в монастыре 37. Всего жития его от рождения 79. (далее даны 2 даты) Рождения от Адама / Рождение от Христа. 6986 рождение 1478; 7028 прииде в монастырь 1520; 7065 преставление 1557». Ниже беглым почерком дописано: «В монашество пострижен 320».

Завершает текст Жития Антония Сийского «Духовная грамота преподобного Антония Сийского» (ее начало: «Во имя святыя и живоначальныя Троицы Отца и Сына и Святаго Духа и Пречистыя Богоматере и угодника Сергия Чудотворца»). Подлинник духовной грамоты Антония Сийского с подписью преподобного хранится в фонде Архангельского краеведческого музея.

Таким образом, неуклонно возрастающий в обществе интерес к историческим источникам позволяет изучать и раскрывать образ прошлого, образ личности святого, что играет важную роль в формировании исторических и культурных знаний. Житие Антония Сийского – это памятник эпохи, источник ценных исторических сведений.

На фото представлена рукописная книга из фонда Государственного архива Архангельской области.

Контактная информация Региональный центр консервации документов и сохранения книжных памятников

вернуться на предыдущую страницу