21.10.2019

Диалог глухих: как взрослым и детям услышать друг друга

"Делать что-то, что не знаешь, как делается – самая крутая история для того, чтобы расти". Эта не только фраза на подарочном сувенирном наборе, который преподнесли организаторы лекции нашей библиотеке. Это очень нужное послание, адресованное подросткам. Тем, кто серьёзно увлекся журналистикой и попробовал себя в создании подросткового СМИ "Параллели". О всех трудностях и радостях, которые встретились на этом медийном пути, рассказала Ирина Лукьянова, писательница, корреспондент "Новой газеты", эксперт проекта "The Earth Is Flat – Kак читать медиа?".

Это совместный проект Гёте-Института в Москве и портала COLTA.RU. Как ориентироваться в современной медиасреде? Не попасть в ловушку фейков и найти правду? Что нужно делать, чтобы защитить свои аккаунты и персональные данные? Каким образом адекватно реагировать на троллей и противостоять кибербуллингу? На эти вопросы стремятся ответить кураторы “The Earth is Flat – Как читать медиа”.

В начале своего выступления в Добролюбовке Ирина Лукьянова нарисовала портрет подростков, который сегодня существует в сознании типичного взрослого. Они – поколение гаджетов и ЕГЭ, ничего не читают, неграмотные, культурные дикари. Однако опыт создания СМИ теми, кому от 12 до 16 лет, доказывает обратное. Современные медиа – это не только актуальный, оперативный, мобильный способ коммуникации с внешним миром. Это еще и возможность для подростка познать себя, поделиться чем-то скрытым, личным, камерным с окружающими.

Ирина Лукьянова представила проект "Параллели" – подростковое СМИ, которое реализовано на платформе "Новой газеты". Название символично: существуют два параллельных мира, два разных поколения. Однако, в отличие от двух прямых в эвклидовом пространстве, эти два мира часто пересекаются. Организаторы говорят: "Мы бы хотели, чтобы взрослые и подростки лучше понимали друг друга и меньше ссорились. Мы уверены, что у них гораздо больше общего, чем принято считать. Мы готовы делать шаги навстречу".

Юные авторы проекта "Параллели" делали журналистские материалы на темы, которые их волнуют. Среди них – психические расстройства, ЗОЖ, феминизм, отношения в семье, толерантность, современное искусство. Тексты подростков публиковались на сайте "Новой газеты", платформе "Яндекс Дзен". Некоторые из них вызвали у аудитории очень живой отклик. Например, "Нам там нет места" – текст о том, почему студенты-отличники бросают вузы после первой сессии.

Ирина Владимировна обратила внимание гостей лекции и на проблемы, которые неизменно возникали во время работы. "Мерцающая мотивация": на первых планерках подростки с большим энтузиазмом включались в проект, но на практике желание что-то делать резко исчезало. Несоблюдение дедлайнов и как итог – заполнение "дырявых" газетных полос становилось сферой ответственности куратора проекта. Юные авторы часто воспринимают подготовку журналистского материала как "домашку". "Ну не сдам сегодня, сдам завтра, ничего страшного".

Также лектор поделилась своими мыслями о том, что важно учить детей "писать как люди, а не как взрослые". По словам Ирины Лукьяновой, сегодня подростки заточены на выполнение части С в ЕГЭ. Именно поэтому их журналистские тексты похожи на унылое морализаторство с тонной канцеляризмов. "Слово живое и слово мертвое" Норы Галь и "Пиши и сокращай" Максима Ильяхова – две книги, которые обязательно нужно давать в руки юным авторам.

По окончании встречи лектора ждал сюрприз. Сотрудники Добролюбовки оперативно отыскали в фонде библиотеки книгу Ирины Лукьяновой о Корнее Чуковском. Удалось получить бесценный автограф от автора!

Контактная информация Отдел библиотечного развития

вернуться на предыдущую страницу